Вы здесь

Экспертное заключение в отношении Местной религиозной организации г. Якутска Аар Айыы итэ5элэ (Религия Аар Айыы)

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аммосова ул., д. 18, Якутск, 677000

тел./факс (4112) 42-58-34

30 сентября 2011 г. №2

на №02-08/8333 от 14.09.2011

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (исх. № 02-08/8333 от 14.09.2011г.), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 №53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положением об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 20.08.2009 г. №214-п, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы) (руководитель Яковлева А.И.) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики.

В соответствии с п.10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:

1. Можно ли считать «Аар Айыы» религией?

2. Соответствует ли Местная религиозная организация г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы) требованиям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»?

3. Можно ли осуществлять обучение религии и воспитание последователей при отсутствии сформулированного и зафиксированного в печатных источниках вероучения?

Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:

- Яковлева А.И. Сведения об основах религии Аар Айыы и соответствующей ему практики (копия на 36 л.);

- Выписка из протокола учредительного собрания Местной религиозной организации г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы), г. Якутск, 26 января 2011 года (копия на 3 л.);

- Устав Местной религиозной организации г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы), г. Якутск, от 26 января 2011 года (копия на 9 л.);

- Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме РН0001 с приложениями (копия на 40 л.);

- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (копия на 1 л.);

- Нотариально заверенное заявление Винокуровой А.В. о предоставлении жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, местной религиозной организации г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы) (копия на 1 л.);

-Список лиц, выступивших в качестве учредителей местной религиозной организации (копия на 2 л.);

- Справка Института гуманитарных исследований и проблем малочиселнных народов Севера об отсутствии перевода названия организации на русский язык (копия на 1 л.);

- Ходатайство Общественной организации Республики Саха (Якутия) «Совет старейшин (Ытык Субэ)» о государственной регистрации организации (копия на 1 л.);

- Заключение об основах вероучения и ритуальной практики учения «Аар Айыы итэ5элэ», представленного Ассоциацией народной медицины РС (Я), подготовленное Михайловым В.Д., доктором философских наук, профессором, действительным членом Академии Духовности РС(Я) (копия на 2 л.);

- Заключение об основах вероучения и ритуальной практики учения «Аар Айыы итэ5элэ», подготовленное Петровым Н.Е., доктором филологических наук, профессором, академиком международной Тюрской академии, заслеженным деятелем наук РС (Я) (копия на 2 л.);

- Заключение об основах вероучения и ритуальной практики учения «Аар Айыы итэ5элэ», подготовленное Уткиным К.Д., доктором филологических наук, профессором, академиком, заслуженным деятелем науки и образования России (копия на 2 л.);

- Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 14 сентября 2011г. №851-р «О продлении срока рассмотрения документов религиозной организации при ее создании» (копия на 1 л.).

При проведении экспертизы были установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов - наличие дефицита информации в представленных документах, касающихся истории вероучения, различных аспектов религиозной деятельности Аар Айыы в прошлом и настоящем. Получение такой информации из иных источников кроме, представленных организацией, не представляется возможным, поскольку все описания учения древней религии Аар Айыы составлены на якутском языке и перевода на русский язык не имеют.

На основании изложенного, Экспертным советом было принято решение в своей работе руководствоваться представленными организацией материалами.

В соответствии с пунктом 7 Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и пункта 13 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, при рассмотрении вопроса о достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал руководитель данной организации Яковлева Августина Ильинична.

Предварительные пояснения

Учитывая сложность поставленной перед Экспертным Советом задачи, дифицита информации, касающейся истории вероучения Аар Айыы в прошлом и настоящем, считаем необходимым перед ответами на поставленные вопросы, определиться с основными понятиями древней религии народа саха как религиозного верования якутов в целом, историей его возникновения и дальнейшего развития.

В письменных источниках>Наиболее плодотворно религиозные представления и обряды якутов изучались в>В дореволюционный период много сил отдал изучению якутских верований В. М. Ионов. Им были собраны уникальные по своей содержательности материалы, которые по сей день хранятся в АИВ АН СССР. Однако, в них главным образом освещались верования центральной группы якутов. Описание религиозных убеждений даже столь узкой группы народа может помочь в составлении общего представления о верованиях якутов в целом, поскольку представители одной народности, по большей части, исповедуют единую религию, привнося в нее только несущественные уточнения и специфику.

Анализ отдельных публикаций о религиозных якутских представлениях демонстрирует, что исследователи хорошо знали опубликованные труды своих предшественников, по мере возможности уточняли известные им данные и дополняли их новыми сведениями, то есть в ходе своей работы они обнаруживали одно и тоже религиозное течение в верованиях народа.

Исходя из сведений того периода, опубликованных исследователями Якутского края можно сказать, что верования якутов классически подходят к традиционным религиозным верованиям скотоводческо-оленеводческого населения Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев), отражая социально-экономические отношения того периода. Основными признаками традиционных религиозных верований является довольно развитое представление о божествах и духах, что отражается в богатой мифологии. Традиционные верования представляются совокупностью религиозных представлений и обрядов, сложившихся в условиях патриархально-родового строя. Они традиционны, потому что это национальная память этноса, то есть отражение национально-исторического опыта народа в его самосознании, которая имеет длительное содержание. Традиция - это такой стереотип, который передается из поколения в поколение через язык, мышление, особые действия.

Консервации традиционных верований способствует не только его поддержка представителями данных народов, но и специфические особенности общественно-политического строя, уклада, быта, хозяйства, которые остаются стабильными на протяжении длительного исторического времени. Природно-климатические условия обусловили ведение кочевого, полукочевого скотоводства, оленеводства, занятие охотой и рыболовством. В связи с чем образ жизни сильно зависел от природных условий, поэтому религиозные представления искали пути борьбы со стихиями, наделив их сверхъестественной силой, волею богов и духов.

Все исследователи отмечали, что у древних представителей якутов было ясное представление об устройстве Вселенной, разделенной на три части: верхний мир – населен богами айыы, срединный мир – населен людьми, нижний мир – населен низшими существами (демонами), от их благосклонности или гнева зависело благополучие и дальнейшая судьба человека.

Почитание огня являлось ключевым культом в традиционном веровании якутов, Первобытный страх перед настоящим пламенем перерос позднее в представление об особом духе-хозяине очага. Огонь не только кормил, согревал, служил источником существования, но считался посредником между людьми и божествами, духами. Культ был связан с поверьями, запретами в обращении с домашним огнем. От их соблюдения зависело благополучие семьи.

Промысловый культ тоже является основным и значимым. Охота и рыболовство являлись доминирующим промыслом, поэтому удачу на охоте наделяли магическими силами, соблюдали обряды и запреты. Почитание духа-хозяина леса, животного и растительного мира выходит к общему пласту представлений о Байанае у данного народа. Если его задабривали, относились почтительно к природе, то охотнику, как правило, везло.

В соответствии с древними верованиями народа саха практически все вещи имеют, так или иначе, своих собственных духов, духи или божества представлены во всех трех мирах и вся повседневная жизнь человека связана с их проявлением, отрицательным или положительным, (помощь в выпасе скота путем его защиты от дикого зверя, поддержание «доброго» огня для приготовления пищи или обогрева дома, удача в охоте, пропажа вещей, быстрое скисание продуктов и т.п.).

Эти и другие культы совмещал, совершал обряды, обращался непосредственно к божествам и духам шаман.

Из всего этого следует, что традиционное религиозное верование якутов в>В научной литературе утверждается, что исторические корни религии Аар Айыы берут свое начало в общетюркской религии – тенгрианстве[1]. В якутской мифологии существует цикл космогонических сказаний, имеющих различия в содержании, однако указывающих на родство с тенгрианством. При этом существует принципиальная разница в вероучении, например в представлениях о Боге: Юрюнг Айыы Тойон (или Юрюнг Аар Тойон) и Айыы Тангара. В якутской версии Аар Айыы – первый является Верховным Богом среди главных Богов, а второй, в тюркском тенгрианстве – это Хан Тенгри, Единственный Бог. Поэтому представители тенгрианства не ассоциируют со своей религией те модификации, в которых существует пантеон Богов – покровителей той или иной области. Они это связывают, в виду явного политеизма, с язычеством. Поэтому и не отождествляют Юрюнг Аар Тойона и Айыы Тангара. Еще одно принципиальное отличие – тенгриантсво это религия монотеистическая (единобожие), а религия Аар Айыы политеистическая (многобобжие). В тенгрианстве нет нравственных заповедей, норм поведения или предостережения против грехов[2], а в религии Аар Айыы есть. Из чего можно сделать вывод, что Аар Айыы – искаженная версия тенгрианства с элементами местных особенностей и традиции. На сегодняшний день, ведется полемика по установлению времени возникновения тенгрианства. Ряд исследователей придерживаются мнения, что тенгрианство – самая древняя религия на планете, которая философски оформилась в IV в. до н. э., китайские историки датируют её появление в V-III в. до н. э. С этой точки зрения религию Аар Айыы можно рассматривать как древнюю религию, модернизированную версию тенгрианства. Однако, на сегодняшний день, в связи с отсутствием исторических источников, которые бы свидетельствовали о древности этой религии, к более древней монотеистической религии с уверенностью можно отнести ветхозаветный иудаизм или индуизм, заявление о древности которых подтверждаются историческими источниками. Попытка свести тенгрианство к самой древней религии в основном основана на умозаключениях из логических построений, основанных на таких посылках как, например: «тенгрианство возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотило ранние религиозные мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей среде и её стихийным силам»[3].

Если рассматривать религию Аар Айыы с её традиционными проявлениями, то можно отнести её к язычеству, характерными признаками которого являются: политеизм, наличие особого внимания к миру духов и установлению взаимоотношений с ними, жертвоприношения с целью «задабривания» божеств путем приношений (еда, выпуск на волю лошадей, подношения), приписывание всем вещам качеств живых существ и др.

В связи с исключительной ролью шамана, религию Аар Айыы можно назвать шаманизмом.

Ряд признаков, присутствующих в «Сведениях об основах религии Аар Айыы и соответствующей ему практики» указывают на сходство данной религии с неоязычеством, то есть новым или реконструированным древним языческим учением и духовной практики. Такого мнения придерживаются и члены Экспертного совета Попокова Н. Н., Воеца А. П., согласно которому представленные выдержки из работ Кондакова В. А. – Верховного Духовного Учителя, великого Айыы шамана Высшего двенадцатого клана, автора истории, теории и практики религии Аар Айыы изобилуют терминами нетрадиционными для религии народа саха, такими как: «аура», «биополе», «карма», «транс», «трансовый духовный экстаз», космические силы (девятого) уровня», астральные духи, уровни аурического поля» и т.д. По их мнению данные понятия внесены в теорию и практику религии из современного обихода, которых в древних верованиях народа саха изначально не могло быть, так как они являются сравнительно недавним «изобретением». Учитывая недостаточность информации и наличия источников о вероучении религии Аар Айыы только на якутском языке трудно установить насколько указанные понятия соответствуют древним верованиям народа саха. Термин «неоязычество» употребляется в основном последователями христианства, сами сторонники религии относятся к этому термину, как впрочем, и к термину «язычество» с неприязнью.

Исследователи выделяют несколько течений религии якутов, в зависимости от места обитания группы народа, отдельные группы народа поклонялись только духам и богам Верхнего мира; богам и духам Верхнего мира и духам Срединного мира; некоторые группы народа почитали духов и божеств всех трех миров. Каждое племя подстраивало верование под себя, развивая удобные для себя ее части и забывая об осложняющих жизнь сторонах учения.

Особое место в религии народа саха занимает верховный бог Юрюнг Айыы Тойон. Его описание можно встретить во всех работах исследователей религии якутского народа.

Юрюнг Айыы Тойон - верховный бог, стоящий над всеми мирами. По отношении к себе он не терпит вообще никакой оппозиции. В качестве примера можно привести якутскую легенду, которую упоминает Н.А. Алексеев как миф о первом шамане Аан Аргыл Ойууне. Этот мифический первый шаман был очень могущественным. Он не только мог излечивать больных, делать зрячими слепых, но и воскрешать тех, которые умерли три года тому назад и т.д. Об этом стало известно Юрюнг Айыы Тойону. Он три раза отправлял к нему своего гонца, чтобы узнать: “Верует ли он в него, и во имя кого делает такие чудеса?” Получив ответ, что он не верит в Юрюнг Айыы Тойона, а чудеса делает своей силой, Юрюнг Айыы Тойон повелел сжечь непокорного шамана, чтобы от него ничего не осталось. Тело мифического шамана состояло из различных пресмыкающихся, на которые оно и распалось после того, как его попытались убить. Из всех пресмыкающихся только лягушка смогла спастись, избежав божественного огня. Она поселилась на вершинах высочайших гор. От неё потом родились великие демоны-шаманы Хара Баргыйа Тойон (чёрный клокочущий господин) и Кюн Кянгис Ойуун (солнцененасытный шаман); они даровали якутам знаменитых шаманов и шаманок.

Юрюнг Айыы Тойон в словаре Э.К. Пекарского разъясняется как иерарх, стоящий над всеми богами айыы; создатель и управляющий Вселенной; не вмешивающийся в дела отдельного человека и не выслушивающий его личные просьбы. В этнографическом исследовании В.Л. Серошевского «Якуты» отмечено, что в отношении Юрюнг Айыы Тойона не подходят такие определения, как добро, зло или существо, а скорее он - бытие вообще, воплощающее неумолимую и самодовлеющую верховную силу.

В эпосе олонхо Юрюнг Айыы Тойон управляет миром не непосредственно сам, а через других богов и божеств. У каждого из богов айыы имеются свои функции (плодородие, солнечный ход, охота, огонь).

В целом, боги, как класс сверхъестественных существ, в отличие от духов, воплощающих множественность объектов природы (деревьев, источников и т.п.) и социальных связей (предки и т.п.), персонифицировали важнейшие стихии (небо, небесный огонь, гром и т.д.) или социальные функции (покровительство общинников, воинов и т.д., демиурги и др.) и являются персонажами высшей мифологии. Таковыми являются tehri в тюркской, ahura в иранской, deva- в индуистской традициях.

Общение с богами напрямую древним якутам не представлялось возможным. Якуты обращались к светлым небожителям через специальных служителей культа айыы (юрюнг айыы ойууна) – шаманов. Шаманы проводили разнообразные обряды, в том числе вступали в контакт с небожителями, читали богословения (алгысы), исполняли ритуальные песни и танцы.

Шаманы считались особыми представителями человеческой расы, пользовались огромным уважением. В древности, до знакомства с традиционной медициной, принесенной на территорию Якутии первопроходцами и их последователями, лечение осуществлялось только при помощи шаманов.

Шаманы в древности разделялись на 2 категории: белые и черные. Белые шаманы осуществляли обряды, посвященные богам Верхнего мира, к черным шаманам люди обращались за прорицаниями, лечением тяжелых недугов и защитой от темных сил. В ходе развития народа и его вероучения белые шаманы практически полностью потеряли свою роль в повседневной жизни якутов, при этом их роль при проведении главного праздника якутов – Ысыаха, не уменьшилась.

Ысыах – праздник создания всего сущего (якутский новый год), основной религиозный праздник у якутов.

В древности это торжество могли устраивать одна или несколько семей, проживающих в одной или соседних местностях. Для его проведения заранее заготовлялся кумыс и другие молочные продукты. Пиршество для всех присутствующих устраивали тойоны (родоначальники), соревнуясь между собой в обилии пищи. После того как было набрано достаточное количество продуктов, выбиралось большое ровное поле для проведения праздника. Служитель культа проводил обряд “испрашивания разрешения у духов-хозяев местности”. Потом посредине поля устанавливали два коновязных столба с поперечной перекладиной, с вырезанными на её концах изображениями конских голов. К столбам привязывались две берёзки, переплетённые своими ветвями. Между столбами и берёзками натягивали пёстрые верёвки, увешанные конскими волосами и цветными лоскутками. Эта композиция из столбов и берёзок называлась “тюсюлгэ” (“аар багах” или “чэчир багах” - у вилюйских якутов). Она состояла из двух (до семи) коновязных столбов, украшенных резьбой, вокруг которых были воткнуты молодые берёзки. Весь комплекс опоясывали пёстрой верёвкой, в которую вплетали пучки конских волос. Количество столбов могло быть различным. Их число зависело от степени богатства устроителя Ысыаха. Вокруг тюсюлгэ устанавливался чэчир - заслон из молодых срубленных берёзок. Тюсюлгэ с чэчиром опоясывался длинной пёстрой верёвкой, украшенной пучками белых волос. Невдалеке, с восточной стороны от тюсюлгэ, водружали коновязь, богато украшенную резьбой. Вокруг на земле расстилались ковры, на которые ставили большие кожаные меха, наполненные кумысом.

Главный исполнитель обряда (белый шаман) посвящал жеребца белой масти верховному небожителю, пел благословение - алгыс. Во время ритуальной песни он держал в руках кубок чорон, наполненный кумысом. Перед ним разжигался небольшой костёр. Брызгая на костёр кумысом из чорона, символизируя угощение богов он перечислял имена наиболее значимых богов айыы. Повернувшись в сторону восхода летнего солнца, обращался к божествам, покровительствующим рогатому скоту. После этого совершал возлияние кумыса на огонь. Разбрызгивание кумыса ложкой из кубка на четыре стороны в ритуальной символике означало оплодотворение природы и зарождение новой жизни. После прочтения алгыса присутствующие пили кумыс. Первым отпивал наиболее уважаемый человек и передавал чорон соседу слева. Таким образом, чорон совершал круг по ходу солнца.

В ходе религиоведческой экспертизы не нашло своего подтверждения причисление последователями религии Аар Айыы к лику святых 23 Айыы Боотуров, как участников религиозно-освободительного восстания, произошедшего в 1642 году, замученных и убитых воеводой П. Головиным[4]. Данный исторический факт преподносится историками как военная, политическая акция, подавления заранее запланированного восстания[5]. Исторических источников, подтверждающих религиозный контекст данного восстания экспертами не обнаружено, что позволяет сделать вывод о том, что Организации необходимо доработать «Сведения об основах религии Аар Айыы и соответствующей ему практики».

Несмотря на спорность вопросов о происхождении религии Аар Айыы, наличие признаков тенгианства, язычества и шаманизма, существование собственной религии у древних якутов неоспоримо, при этом точно сказать какую структуру (строение) она имела в настоящее время, в связи с утратой большей части научных трудов исследователей культуры и религии народа саха, не представляется возможным. Можно дать только описание общих для религии, вне зависимости от группы исповедающих и привнесенных ими особенностей основ, которыми являются:

- поклонение пантеону 12 богов;

- поклонение солнцу, луне, природным силам и стихиям;

- ритуальность религии, выражающаяся во множестве обрядов;

- одушевление предметов;

- вера в возможность «задобривания» богов.

Особую роль в формировании религии имеет Владимир Алексеевич Кондаков - Верховный Духовный Учитель, великого Айыы шамана Высшего двенадцатого клана, автор истории, теории и практики религии Аар Айыы, которого последователи религии признают проповедником, а его труды письменными канономи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Перед Экспертным Советом были поставлены следующие вопросы:

Вопрос 1. Можно ли считать «Аар Айыы итэ5элэ» религией?

Религия (от лат. religare – буквально «восстановление связи») – одна из форм общественного сознания[6]. Существуют субъективно-идеалистическая (У.Джемс), биологизаторская (З.Фрейд), антропологическая (Д.Фрейзер), феноменологическая (М.Шелер), социологическая (Э.Дюркгейм) и многие другие концепции понимания религии и, соответственно, ее определений, в том числе отечественных.

Так, по мнению автора учебника «Религиоведение» О.Ф.Лобазовой, религия – это «система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), и которые основаны на вере в существование Бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного»,[7] а по определению автора учебника «Основы религиоведения» Г.А.Торгашева, религия – это «своеобразное мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование богов и сверхъестественного мира».[8]

«Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии, настроения относятся к области религиозного чувства, а действия – к области религиозного поклонения, или, говоря иначе, культа»[9], - писал Г.В.Плеханов. Данное определение структуры религии получило общее признание в советском религиоведении. В новейших исследованиях сделаны попытки более конкретного членения религиозной системы[10], согласно которым выделяются:

- религиозное сознание;

- религиозные институты;

- религиозная деятельность;

- религиозные отношения[11].

Считается, что указанные элементы представляют собой максимальный предел членения религии, рассматриваемой в качестве социальной подсистемы.

Религиозное сознание – это сознание, основанное на вере в сверхъестественное. Для религиозного сознания характерны символичность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, использование специальной лексики. Безусловным центром религиозного сознания является ощущение связи верующего с Богом (богами), иными сверхъестественными существами, или со сверхчувственным миром. Важным элементом религиозного сознания является религиозная идеология - система религиозных идей, взглядов и представлений, отраженная в системе догматов, утверждений и предписаний.[12]

Религиозные институты – это организационно-институционная форма религии. В первобытном обществе религиозных организаций не было: церемониями руководили старейшины рода и племени, которых постепенно вытесняли профессиональные служители культа (шаманы, жрецы и пр.). Эти простые институты, которые известный религиовед Д.М.Угринович условно называл «религиозными группами», отмечая, что их состав обычно совпадал с составом племени, рода или общины.[13] В зрелых обществах появились религиозные организации, строение которых предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, в которых определены составные части, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов, призванные обеспечить единство объединения.[14]

Религиозная деятельность – деятельность, в основе которой лежит культ, смысл которого заключается в постоянном возобновлении связи между верующим и областью божественного. Этот процесс обеспечивается повторением ритуальных действий (молитв, богослужений, обрядов, таинств, церемоний, постов и т.д.). К средствам культа можно отнести место для совершения таких действий, религиозное искусство, разнообразные культовые предметы. Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. С помощью культовых действий в сознании верующего воспроизводятся различные религиозные образы и символы, вызываются определенные эмоции, удовлетворяются эстетические потребности.[15]

Религиозные отношения – это отношения между верующими, а также их группами или организациями, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и выражаются как в непосредственной религиозной деятельности, так и во внерелигиозной сфере с учетом соблюдения верующими религиозных принципов.[16]

В общем и целом такое определение религиозной системы перекликается с приведенными в п.1 ст.6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признаками религиозного объединения, среди которых выделяются: «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.»

Рассмотрим Аар Айыы итэ5элэ в соответствии с приведенными выше критериями.

Религиозное сознание отражается, в первую очередь, за счет принятия религиозной идеологии, как системы религиозных идей, взглядов и представлений, отраженных в системе догматов, утверждений и предписаний.

Аар Айыы итэ5элэ строится на том, что Вселенная трехмерна, состоит из Верхнего, Срединного и Нижнего миров. Верхний мир состоит из 12 небес, заселенных 12 богами, отвечающими за следующие сферы человеческой жизни:

1. Юрюнг Аар Тойон – Главный бог Вселенной и Верховодитель Трех Миров;

2. Кюн-Кюбэй Хотун – Богиня Солнца;

3. Одун Хаан и Чынгыс Хаан – руководители соблюдения Законов Вселенной. Боги стоящие близко к Юрюнг Аар Тойону;

4. Джылга Тойон и Небесный Писарь Джурантаайы – вершители судеб людей Срединного мира;

5. Сюнг Джаасын Тойон – бог грома, небесным огненным бичом – божественным огнем, очищающий Вселенную от скверны и грязи;

6. Улуу Хотой Айыы – защитник людей племени Айыы. Защитник людей, беззащитных сирот и детей;

7. Кюрё Джёсёгей Тойон – бог плодородия, конного скота и могучих громогласных детей мужского пола;

8. Ала Мылахсын Хотун (Исэгэй Иэйэхсит) – богиня плодородия и рогатого скота;

9. Ахтар Айыыhыт – Богиня деторождения, Богиня – защитница детей;

10. Эджэнг Иэйэхсит – Богиня любви и счастливой семейной жизни.

Основной идеей Аар Айыы является взаимосвязь человека и природы, зависимость жизни человека от его поступков, отношения к окружающим и помыслов.

Высшие силы способны оказать положительное влияние на жизнь человека, если он будет вести себя как предписывает вера: бережно относится к матери-природе, уважительно относится к старшим, помогать младшим и обделенным, не стремится к обогащению за счет других и не пытаться иметь слишком много – больше того, что необходимо человеку для нормальной жизни и т.п.

Аар Айыы итэ5элэ ставит перед человеком 466 нравственно-этических требований, подразделяющихся на 12 групп:

1. Нравственно-этические требования религии Аар Айыы к мужчине.

2. Основные нравственно-этические требования к женщине.

3. Требования к отношению к Природе и Родине.

4. Нравственно-этические требования к духовному целителю.

5. Основные понятия в отношении окружающей среде.

6. Наставления охотнику, рыболову.

7. В отношении к детям, пожилым и сирым.

8. Отношение к богатству, животным.

9. В отношении между людьми.

10. Нравственно-моральный облик человека.

11. Обращение к народу.

12. К морально-этическому облику человека.

Аар Айыы итэ5элэ строится на Учении – наставлении Великого Создателя Вселенной – Юрюнг Аар Тойона и Высших Небесных Сил – Аар Айыы.

Учение является неизменным, обладает своей собственной структурой и отвечает всем требованиям религиозных догм.

Религиозные институты.

В Аар Айыы итэ5элэ посредником между богами и людьми является Айыы шаман. Он организует большие обряды молений и благословений к Высшим Богам – Аар Айыы и просит их благословить и исцелить Природу-Мать, людей и скот, ниспослать небесную благодать, урожай, чистые воды и воздух, просит защитить от природных бедствий, пожаров и потопов, просит очищения окружающей среды божественным небесным огнем и светом. Подобные обряды проводятся и в целях исцеления больных.

Айыы шаман проводит также земные благословения, призывая добрых земных духов и своих духов-покровителей.

В соответствии с верованием Аар Айыы шаман может исцелить видимую и невидимую сферу человека, в процессе которого он выступает в качестве посредника между больным и Высшими Космическими силами.

Айыы шаман считается избранником Неба. Право на лечебную деятельность он получает от Бога.

Религиозные правила и догмы не имеют письменного выражения, они хранятся в памяти народа на генетическом уровне, а также сохранены в устном народном творчестве (сказаниях, былинах, песнях, стихах).

Религиозная деятельность как деятельность, в основе которой лежит культ, представлена в Аар Айыы итэ5элэ следующим:

В Аар Айыы существует целая система молитв – алгысов. Алгыс – основная суть религии Аар Айыы, представляющая собой каноническую молитву, благословляющую и обращающуюся к Высшим Небесным Силам и Добрым Земным Духам.

Главная цель алгысов – постоянное предотвращение глобальных бед, болезней, нарушений ритма Природы, служит целям испрошения благословения Высших сил. Считается, что при помощи алгысов можно излечить больного или привлечь удачу.

Отдельно среди молитв – алгысов в Аар Айыы выделяется Алгыс Ысыаха – крупнейшего ритуального праздника народа саха и Алгысы-Доммы (домм – по древним якутским понятиям, всемирный утверждающий звук).

Алгыс Ысыаха отличается его массовостью – кроме шамана в прочтении алгыса участвуют все присутствующие на празднике, считается, что именно в это время происходит полное объединение народа. Посредством такого моления народ не только приобретает новые силы и просветление, но также очищается от всего негативного и начинает новый год (Ысыах представляет собой не просто религиозный праздник, но еще и якутский новый год) очищенным и просветленным.

Алгысы-Доммы также представляют собой коллективные моления, но не имеют, ни такой роли, ни такой массовости как Алгыс Ысыаха.

Алгысы-Доммы это канонические молитвы, благословляющие и обращающиеся к Высшим Небесным Силам и Добрым Земным Духам.

Можно назвать следующие основные алгысы-доммы:

1. Очищение от грехов, кармы и ошибок

2. Моление к Юрюнг Аар Тойону. Укрепление трех Кутов и Сур человека

3. Исцеление при помощи божественных сил

4. Изгнание проклятия и черных действий злых людей

5. Усиление и укрепление своего духа и тела

6. Алгыс – испрошение божественной благодати Природе

7. Изгнание темных сил, кармы и духовной грязи

8. Благословение домашнего очага, двора и местности

9. Благословение молодого поколения

10. Светлый уровень

11. Благословение Богине Деторождения

12. Благословение Богине Любви

13. Благословение новорожденного

14. Крещение новорожденного

15. Благословение подростка

16. Благословение бракосочетания и т.д.

Кроме молитв – алгысов, Аар Айыы также имеет ряд ритуальных обрядов, основными из которых являются:

1. Обряд испрошения конного и рогатого скота. Айыы шаман выпрашивал конный скот у Джесеге Айыы, а рогатый сот у Ала Мылахсын Хотун. Просил Высших Аар Айыы ниспослать благодать конному и рогатому скоту. К концу камлания с неба как снег падал волос конного и рогатого скота. В проведении обряда принимали участие 24, 54 или 78 (в особых случаях 158) чистых мальчиков и девочек от 10 до 14 лет.

2. Обряд испрошения у Богини Деторождения Ахтар Айыыхыт Ийэ Кут ребенка для бездетной семьи.

Религиозные отношения представлены в Аар Айыы итэ5элэ требованиями уважительного отношения к Природе, почитание старших и помощь малолетним, недопустимость грязных помыслов и стремления к богатству за чужой счет (убийство слишком большого количества животных ради наживы, обман, воровство, использование чужого труда), последователь должен проходить обряд очищения, чтить традиции народа.

Таким образом, верование Ар Айыы во всем комплексе представляется именно как религия, а объединения последователей, исповедующие эту религию – именно как религиозные объединения.

2. Соответствует ли Местная религиозная организация г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы) требованиям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и может ли быть признана религиозным объединением?

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

С учетом анализа, проведенного при рассмотрении первого вопроса, поставленного перед Экспертным советом, считаем детальное раскрытие всех обоснований нецелесообразным и возможным ответить:

Местная религиозная организация г. Якутска «Аар Айыы итэ5элэ» (религия Аар Айыы) соответствует, по мнению Экспертного совета, требованиям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и может быть признана религиозным объединением.

3. Можно ли осуществлять обучение религии и воспитание последователей при отсутствии сформулированного и зафиксированного в печатных источниках вероучения?

Письменность является лишь средством фиксации языка на материальном носителе – однако при применении письма продолжают действовать общечеловеческие законы передачи устно-речевой традиции[17].

Учитывая это, история всех человеческих культур подразделяет их на два типа: бесписьменные и письменные. При этом отмечается, что развитые цивилизации со сложной общественной организацией, высоким уровнем строительной, ирригационной и прочей техники, разделением труда, развитым ремеслом, сельским хозяйством, религией далеко не обязательно должны использовать письменность[18].

Даже в тех культурах, где существовала идеографическая или более сложная письменность, часто был характерен именно устный способ передачи информации, и в первую очередь мифов[19], отражающих религиозные представления[20] – поскольку, как отмечает известный отечественный религиовед Д.М.Угринович, именно устный рассказ или ритуальное воспроизведение мифа считалось сакральным (священным) актом, «определенным знаменательным событием в жизни рода или племени.»[21] В настоящее время даже при наличии письменности «устный» характер продолжают носить, практически, все местные традиционные верования в Африке, совокупное число последователей которых составляет более 137 миллионов человек.[22]

Характеризуя «простые», и, главным образом, бесписьменные религии, известный французский философ и социолог Эмиль Дюргкейм подчеркивал: «Эти религии достойны не меньшего уважения, чем другие. Они отвечают тем же самым нуждам, играют ту же самую роль, зависят от тех же самых причин. Они могут, поэтому так же хорошо послужить выявлению сущности религиозной жизни»[23]

Таким образом, можно осуществлять обучение религии и воспитание последователей при отсутствии сформулированного и зафиксированного в печатных источниках вероучения. Это ограничивает только сам способ передачи информации, ведет при отсутствии единого «печатного» эталона к многовариантному воспроизведению и толкованию, но не влияет на общее развитие религиозных представлений.

Председатель О. М. Харайбатова

 


[1] История религий в России: Учебник. Изд. 2-е, дпо./Под общ. Ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2001., с. 74.

[2] Безертинов Р. Н. Древнетюркское мировоззрение. Тенгрианство. Научный редактор: академик Минахмет Сахапов. Учебное пособие. Казань. 2006. С 1-4.

[3] Безертинов Р. Н. Древнетюркское мировоззрение. Тенгрианство. Научный редактор: академик Минахмет Сахапов. Учебное пособие. Казань.2006.Глава I.

[4] Яковлева А. И. Сведения об основах религии Аар Айыы и соответствующей ему практики – С.3

[5] Энциклопедия Якутии.Т.I – М., 2000г., с. 129

[6] Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ.ред. В.И.Толстых. – М.: Издательство политической литературы, 1986. - С.241-276

[7] Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. / Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.9

[8] Торгашев Г.А. Основы религиоведения. – СПб.: Питер, 2004. С.13

[9] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, в 5-ти т. Т.3. – М.: 1957, с.330

[10] Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: 1972, с.80-81; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973. с.96.

[11] Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Изд. 3-е, испр. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 1998. С.12

[12] Лукашов В.А., Омурова Т.О., Трофимова З.П. Религиоведение: методика преподавания. Москва - Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2000. С.21-23

[13] Угринович Д.М. Введение в религиоведение. Изд. 2-е, доп. М.: Мысль, 1985. С.142-143

[14] Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. С.282

[15] Угринович Д.М. Психология религии. – М.: Издательство политической литературы, 1986. С.187-218

[16] Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. С.105-110

[17] Арутюнов С.А. Народные механизмы языковой традиции // Язык. Культура. Этнос. - М.: 1994. - С. 5

[18] Культурология: Учебное пособие. / Сост.: к.ф.н., доц. Волкова Р.А.; Федеральное агентство по образованию; пензенский государственный университет. – Пенза: ПГУ, 2000. С.56-57

[19] Более подробно см.: Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л.: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1976. – 104 с.

[20] Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. - М.: 1969, с.107

[21] Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк. - М.: Издательство политической литературы, 1982. С.85

[22] Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1981, С.12-14

[23] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С.177

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).