Вы здесь

ОБЗОР ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОПУСКАЕМЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В ДОКУМЕНТАХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В процессе исполнения государственной функции по принятию решения о государственной регистрации на постоянной основе проводится анализ типичных ошибок, допускаемых заявителем в документах, представляемых на государственную регистрацию.     

         Федеральными законами от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, устанавливаются определенные требования к документам, представляемым заявителями для государственной регистрации.

    Анализ поступивших в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) документов для государственной регистрации некоммерческих организаций выявил ряд типичных ошибок и нарушений при их подготовке, которые можно разделить на две группы:

         I. ошибки, допускаемые заявителями при оформлении документов для государственной регистрации;

         II. нарушения связанные с наличием в учредительных и иных документах положений, противоречащих федеральному законодательству.

 

Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении документов для государственной регистрации

 

1. При заполнении форм заявлений (уведомлений) для государственной регистрации юридического лица, заявителями допускаются следующие типичные ошибки:

         1) Заявление заполняется прописными буквами, либо неправильным шрифтом, либо чернилами синего цвета. Между тем, согласно п. 1.1. Требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган (далее – Требование), утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, формы заполняются с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполнятся заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, заполнение вручную осуществляется чернилами черного цвета.

         2) В разделах «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь  с юридическим лицом», «Адрес (места нахождения) жительства», тип адресного объекта заявителями указывается полностью (город, село, деревня, улица, проспект, район и т.д.). Однако, согласно Требованию в п. 2.3- 2.6 тип адресного объекта (город, село, деревня, улица, проспект, район и т.д.) указывается с использованием сокращения в соответствии с приложением 2 к Требованиям, а тип адресного объекта (дом, корпус, квартира, офис) указывается полностью.

3) В соответствии с пп. «В» п. 1.9 Требований если слово (цифра, знак) закончилось на последнем знакоместе строки, то написание следующего слова (цифры, знака), которое пишется раздельно с предыдущим словом (цифрой, знаком), начинается со второго знакоместа следующей строки, а первое знакоместо остается незаполненным (пустым). Между тем, довольно часто заявителями данное требование не соблюдается.

4) При заполнении показателя «Серия и номер документа» раздела «Данные документа, удостоверяющего личность» отсутствует пустое знакоместо. Так, согласно п. 18 Требований при заполнении показателя «серия и номер документа» при наличии в документе серии и номера сначала указывается серия, а затем через пустое знакоместо – номер. При наличии в серии и (или) номере документа пробела, при заполнении такого реквизита пробел отражается в виде пустого знакоместа.

5) В заявлении (уведомлении) отсутствует нумерация страниц либо страницы пронумерованы не полностью. Между тем, в соответствии с п. 1.12 Требований проставляется сквозная нумерация страниц в поле "Стр.", расположенном в верхней части листа формы заявления.

6) В заявлении заполняются разделы, подлежащие заполнению только коммерческими организациями.

7) При заполнении показателя «контактный телефон» неверно заполняется номер телефона. Согласно п. 1.8 Требований номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом. Каждая скобка и знак «+» указывается в отдельном знакоместе.

8) В нарушение пункта 1.6 Требований для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указывается три цифровых знаков кода, тогда как необходимо указывать не менее четырех цифровых знаков кода.

Кроме того, с 11 июля 2016 года при указании видов экономической деятельности в формах заявлений для государственной регистрации некоммерческих организаций подлежит использованию Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014. Между тем, заявителями часто указываются устаревшие коды экономической деятельности по ОК 029-2001.

9) В соответствии с п. 7.15 Требований при внесении изменений в сведения о физическом лице, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, сведения о прекращении полномочий прежнего руководителя и возложении обязанностей на нового руководителя указываются на одном бланке листа «К» заявления формы Р14001, а не на разных.        

         10) Не указывается ИНН, либо указывается не верно. В соответствии с п. 2.9.2 Требований, если у физического лица имеется ИНН - идентификационный номер налогоплательщика (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), то показатель «ИНН» подлежит обязательному заполнению.

         11)  В соответствии с п. 1.10 Требований наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.

12) Адреса и индексы, указанные в Заявлении не соответствуют «КЛАДР» - Классификатору адресов Российской Федерации, утвержденным Приказом ФНС РФ от 17.11.2005 N САЭ-3-13/594@ «Об изменении структуры ведомственного классификатора адресов Российской Федерации (КЛАДР)» (http://kladr-rf.ru/).

 

         2. Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении протоколов собраний (конференций)

 

         При составлении протокола учредительного собрания основными недостатками, препятствующими принятию положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов, являются следующие:

         1) Часто заявителями при учреждении юридического лица предоставляются протоколы общего собрания участников. Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 50.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

  2) В нарушение ч. 4 ст. 181.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации в протоколах собраний не указываются следующие сведения:

1 -  дата, время и место проведения собрания;

2 -  сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3 -  результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4 -  сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5 - сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

  3) Невыполнение требований пункта 42 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 №455 (далее - Административный регламент), согласно которому в протоколе, представляемом для государственной регистрации некоммерческой организации, необходимо указывать список лиц (учредителей, участников или членов), присутствующих на заседании полномочного органа.

  4) Невыполнение требований пункта 43 Административного регламента, согласно которому:

- в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) - сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;

 - в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) - сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.

  5) В нарушение ч. 3 ст. 50.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации в протоколе учредительного собрания не указываются сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, а также не указываются сведения об избрании органов Организации в соответствии с уставом.

  6) В нарушение пункта 42 Административного регламента протокол, содержащий более одного листа, представляется не прошитым, не пронумерованным, без заверительной подписи заявителя количества листов на обороте последнего листа на месте прошивки.

7) В нарушение п. 3 ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в решении об учреждении юридического лица указываются, в том числе сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, в решении об учреждении некоммерческой организации не содержатся указанные сведения.

Согласно ч. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (10 000 руб.).

 

Нарушения, связанные с наличием в учредительных документах положений, противоречащих федеральному законодательству

 

Общественные объединения

1)               

В наименовании общественных объединений не отражается территориальная сфера деятельности (ст.ст. 14, 28 Федерального закона
"Об общественных объединениях").

2)               

В нарушение ч. 2 ст. 123.5 Гражданского Кодекса Российской Федерации  в уставе общественного объединения не содержатся сведения: о его наименовании и месте нахождения, предмете и целях его деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции его органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) общественного объединения. и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения.

3)               

Имеются расхождения по вопросу указания сферы деятельности общественного объединения (например, наименование общественного объединения содержит указание на территориальную сферу деятельности - Республика Саха (Якутия), а в уставе прописано территориальная сфера деятельности - город Якутск).

4)               

Наибольшее количество нарушений, выявленных при проведении правовой экспертизы уставов общественных организаций, связано со структурой их органов управления.

Так, например, в нарушение статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации:

- в структуре органов управления общественной организации отсутствует единоличный исполнительный орган;

- лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа общественной организации, является председателем ее коллегиального органа управления;

- лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, входит в состав коллегиального органа управления общественной организации и составляет более одной четверти его состава.

 

 

Иные некоммерческие организации

         1. Основным нарушением, допускаемым в уставах некоммерческих организаций, является нарушение требований ст. 29 Федерального закона
«О некоммерческих организациях» в части определения компетенции высшего органа управления некоммерческой организации и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа.

         Компетенция высшего органа управления определена в ч. 2 ст. 65.3, ч. 1 ст. 123.7 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». К исключительной компетенции высшего органа управления относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов образования и использования ее имущества;

2) утверждение и изменение устава Организации;

3) определение порядка приема в состав участников Организации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

4) образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом Организации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов Организации;

5) утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации;

6) принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации;

7) принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

8) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации;

9) принятие решений о размере и порядке уплаты участниками (членами) Организации членских и иных имущественных взносов.

         Это наиболее важные вопросы деятельности некоммерческой организации, поэтому и решения по этим вопросам принимаются квалифицированным большинством или единогласно.

  2. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 65.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа Организации, не могут быть переданы им для решения другим органам Организации. Между тем, заявителями зачастую допускается нарушение данного требования закона.

         2. В уставах некоммерческие организации прописывают порядок использования имущества при ликвидации, который противоречит Федеральному закону «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

3. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ                                        «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Таким образом, в учредительных документах некоммерческой должны быть исчерпывающе определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности, а также наименование, отражающее характер деятельности организации, предусмотренный ее целям и видами деятельности.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «основные цели», «основные виды деятельности», «другие виды деятельности» без указания на перечень, дополнительных видов деятельности и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно, как и осуществление, общественным объединением деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в его наименовании и уставных целей, в силу вышеуказанной нормы закона недопустимо.

         4. Часто наименование некоммерческой организации не содержит указания на характер деятельности организации (ст. 4 Федерального закона                                  «О некоммерческих организациях»), отраженный в ее целях.

  5. В соответствии с ч. 4 ст. 65.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями. Между тем, заявителями зачастую не соблюдается данное требование закона.

         6. В уставах некоммерческих организаций зачастую указывается, что Организация имеет символику, зарегистрированную в установленном порядке. Между тем, 02.08.2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2014 №236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций», упраздняющий государственную регистрацию символики некоммерческих организаций как самостоятельную государственную услугу.

         7. Уставы фондов в нарушение статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность их реорганизации.

 

Религиозные организации

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона
от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) целями образования религиозной организации являются совместное исповедание  и распространение веры

Зачастую, помимо  совместного  исповедания  и распространение веры устав религиозной организации содержит также иные цели, в том числе осуществление благотворительной или издательской деятельности, что является нарушением Закона  о свободе совести. Данные цели  в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), а также Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» предусмотрены   для создания некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Осуществление благотворительной и издательской деятельности является правом религиозной организации, которое может быть реализовано
в соответствующих формах ее деятельности.

2. В соответствии  с пунктами 1 и 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, религиозная организация, как вид некоммерческой организации, может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности,
не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности религиозной организации, которые предусмотрены
ее учредительными документами.

Религиозная организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии,  что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

В нарушение указанных положений законодательства, а также пункта 2
статьи 10 и статьи 15 Закона о свободе совести устав религиозной организации, предусматривая осуществление организацией предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход), зачастую не определяет виды (формы) такой деятельности.

Фактически осуществляемая деятельность религиозной организаций должна соответствовать формам деятельности, предусмотренным ее уставом, а также сведениям о видах экономической деятельности организаций, содержащимся
в Едином государственном реестре юридических лиц.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.27  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устав религиозной организации должен содержать, в том числе, сведения о направлениях использования имущества религиозной организации.

В нарушение указанного положения закона устав религиозной организации зачастую либо не содержит сведений о направлениях использования имущества организации (на что конкретно направляется имущество), либо не в полной мере отражает указанные сведения (имущество расходуется на уставную деятельность).

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о свободе совести в уставе религиозной организации, помимо прочего, указывается порядок создания организации.

В нарушение вышеуказанного положения законодательства устав религиозной организации зачастую либо вообще не отражает порядка ее создания, либо  не в полной мере отражает указанные сведения.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно статье 13.1 Закона о свободе совести религиозная организация
не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Зачастую устав религиозной организации предусматривает реорганизацию
в форме слияния, разделения, выделения, преобразования. Однако религиозные организации могут быть реорганизованы только в форме присоединения, поскольку  в соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ реорганизация в форме присоединения не влечет за собой государственную регистрацию вновь созданного юридического лица. Кроме того, в соответствии с Законом о свободе совести религиозная организация может быть создана путем ее учреждения (создания).

6. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, описание которых должно содержатся  в учредительных документах.

В нарушение указанного положения законодательства устав религиозной организации зачастую не содержит описание символики используемой организацией (на бланках, в печати, на официальном сайте) при осуществлении своей деятельности.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г.
№ 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций»
со 2 августа 2014 г. регистрация символики некоммерческих организаций прекращена. Соответственно содержание в уставе религиозной организации положений о регистрации символики противоречит действующему законодательству.

7. В соответствии с пунктом 8.1 пункта 8 Закона о свободе совести порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией  и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

В нарушение указанного положения законодательства уставы религиозных организаций зачастую не содержат порядка принятия решения органами религиозной организации; сведений, из числа каких лиц (священнослужителей, участников религиозной организации, светских лиц по трудовому договору и пр.) состоят указанные органы, в том числе ревизионная комиссия, а также на какой основе (возмездной/безвозмездной) лица входят в состав органов религиозной организации. Кроме того, отсутствует порядок принятия решений органами религиозной организации, в том числе единоличным органом. Так, руководитель религиозной организации принимает решения в виде указов, распоряжений, приказов и т.п., что должно быть отражено в уставе религиозной организации.

8. В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о свободе совести сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации).

В нарушение указанного положения  зачастую уставом религиозной организации указанный вопрос не отнесен к компетенции какого-либо органа организации.

9. В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона о свободе совести недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации,    отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную  собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.

В нарушение указанного положения устав религиозной организации, предполагая наличие имущества богослужебного назначения, не определяет судьбу указанного имущества в случае прекращения деятельности организации.

14 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).