Вы здесь

Экспертное заключение в отношении Местной религиозной организации "Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри)"

 

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Аммосова ул., д. 18, Якутск, 677000

тел., факс (4112) 42-58-34

 

______________ №

На №14/02-30/5765 от 15.06.2016

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (исх. №14/02-30/5765 от 15.06.2016), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,положениями ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»,подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»,приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 №53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положением об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от20.08.2009 №214-п, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» (руководитель Федорова Лена Валерьевна) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики.

В соответствии с п. 4Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы задачами экспертизы являются:

а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;

в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

С целью разрешения поставленных задач, в соответствии с п.10 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:

1.                

Соответствует ли характер деятельности религиозной организации Местная религиозная организация «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» характеру деятельности религиозного объединения?

2.                

Соответствует ли мировой и российской религиозной практике и традициям принадлежность верующего одновременно двум конфессиям?

3.                

Осуществляется ли Местной религиозной организацией «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» религиозная деятельность (богослужения, обряды, церемонии), проводится ли религиозное обучение и воспитание?

Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:

- Сведения об основах вероучения религии и практики религии тенгрианства – Л.В. Федорова, В.Н. Абаев, Р.Н. Безертинов, Л.А Андреев – Тэрис, Л.В. Анжиганова, С.П. Тюхтенева, А.И. Котожеков-Чапрай, А.И. Кривошапкин – Айынга, С.Р. Сат (копия на 31 л.);

- Протокол учредительного собрания Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» от 22.03.2016 №1 (копия на 2 л.);

- Устав Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» от 22 марта 2016 года (копия на 9 л.);

- Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 с приложениями (копия на 28 л.);

- Список учредителей Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» (копия на 1 л.);

- Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 9 июня 2016 года №504-Р «О направлении документов религиозной организации на государственную религиоведческую экспертизу» (копия на 1 л.).

В ходе заседания Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Председателем Организации Экспертному совету были дополнительно переданы следующие книги:

- Федорова Л.В. Сакральное в идеологии евразийства. – София: Изд. дом «ТАНГРА ТанНакРА» ОБФ, 2015 г. – 127 с.;

- Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей. – Якутск: Изд. дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012 – 320 с.

На основании изложенного, Экспертным советом было принято решение в своей работе руководствоваться представленными организацией материалами.

В соответствии с пунктом 11 Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и пункта 13 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, при рассмотрении вопроса о достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал и давал пояснения по возникающим вопросам представитель данной организации – Председатель Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» Федорова Л.В., а также учредитель данной организации – Л.А. Афанасьев.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Вероисповедание.

Тенгрианство представляет из себя сложную мировоззренческую систему с концептуально монотеистическими религиозными идеями об единственном Творце - Тенгри со всепронизывающей световой сутью, где:

- Тенгри выступает как высшее единое божественное начало;

- комплекс божеств тенгрианства есть выражение многообразия и многофункциональности проявлений единого Тенгри-Творца;

- свет есть эманация Тенгри-Творца.

В тенгрианстве цикличность жизненного пути имеет вид спиральности, и в таком случае возвращение к исходному есть, но уже на новом, более высоком, включившем предыдущие циклы, уровне.

Идея цикличности жизненного пути выражена его генеральным концептом, который присутствует во всех мировоззренческих системах Востока – Жол (Путь), предстающего как спирально эволюционирующая цикличность бытия. Ак жол, Жолың болсын - мировоззренческие доминанты духовной культуры любого тюркского народа. Отсюда и олицетворение Пути в тенгрианстве казахов в лице божеств Ала ат жол Тәңри, Кара ат жол Тәңри. Л. А. Афанасьев-Тэрис также выделяет в мировоззрении якутов концепты-категории Айыы и Айыы аартыга Путь, Дорога Айыы. Девятиярусная вселенная представляется как спирально восходящая дорога, где на каждом ярусе восседают помощники Творца вселенной Айыы, подателя всех благ. По этой дороге нисходит на Срединный мир его благость и по ней же посылаются моления, благопожелания алгыс. В тенгрианской традиции якутов – Мир Айыы, Дорога Айыы есть образец упорядоченности, когда как средний мир есть хаос. В этом контексте категория Айыы есть некая созидательная сила, направленная по Пути Айыы (Айыы Суола) Тенгри-Творца на средний мир (на хаос). Люди представляли себя неотъемлемой частью Творца, подчиненной его законам, представленным Дорогой, Путем Айыы.

Письменные источники концепта Путь Тенгри;

- рунический текст на бумаге из пещерной библиотеки Дуньхуана, именуемый «Книга гаданий» (Ырк битиг), первая половина X в., где приводятся «бог путей на пегом коне» и «бог путей на вороном коне»;

- древнетибетский «Каталог княжеств», фрагмент которого был обнаружен также в пещерах Дуньхуана, где среди соседей Тибета названы «восемь северных земель» и в столице которых, в крепости Шу-балык, почитают «бога тюрков Йол-тенгри». Тибетская запись (или ее источник) надежно датируется VIII веком.

Л. А. Афанасьев-Тэрис для понимания мировоззренческой традиции якутов на основе исследования мифологии эпического наследия в качестве категории определяет, причем базовым, концепт «айыы». Где «айыы» – Юрюнг Айыы Тойон (Юрюнг Аар Тойон) есть Светлый, Белый Господин Творец (Светлый, Белый Великий Господин). Он есть создатель девятиярусного Неба - Вселенной, всего живого и неживого, материального и нематериального, а также своих помощников, восседающих на девяти ярусах, определяемых как добрые, светлые айыы/творцы, по сути являющимися некогда вознесенными на небо бессмертными душами праведных родственников, предков. Этот концепт идентичен хакасскому Тогыс Чайан - Девять Творцов.

Из представленных документов Экспертный совет приходит к выводу, что вероучение данного религиозного объединения представляет из себя искусственный реконсрукт на основе фрагментально сохранившихся традиционных верований саха и компиляции из элементов религий тюрских этносов, буддизма  и христианства.

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Тенгрианские обряды, церемонии с древних времен проводятся в дни солнцестояний и равноденствий. Эта традиция сложилась веками и связана с календарно-хозяйственной жизнедеятельностью скотоводов, которые отгоняли свои табуны и стада на пастбища, переезжали на места откочевок – зимники, весенники, летники, осенники. Самым ярким и главным был обряд Ысыах - кропление кумыса, проводимый в дни летнего солнцестояния.

Как правило на выбранной по специальным признакам местности возводится комплекс сакральных сооружений и зданий. Схема-план сакрального комплекса организован в следующем порядке: городьба-курее - храм-юрта (оваа) - мировой столп-коновязь - жертвенник-алтарь. Ориентация сооружений на восход солнца.

Идея молений обряда - восхождение духа молящегося к Тенгри для получения его благодати. Соответственно, полученным, вымоленным благословением алгыс окропление всего земного. Кропление на якутском яз. - ысыах, тувинском - чажыг, восхождение, вознесение на якутском - дайыы, на хакасском – тайии.

В целом время проведения главного тенгрианского молитвенного обряда - дни летнего солнцестояния (после переезда на летние стоянки сайылык (hайылык) – як., чайлаг – тув.);

При этом:

- обряд имеет коллективный характер;

- преследует цель - очищение от скверны, грехов, и восхождение духа на небо вымаливать у Тенгри благости алгыс для благополучия всего земного, процветания всего живого;

- культовые сооружения и объекты возводились под открытым небом, при этом многие огораживают территорию в целях демаркации мирского и сакрального пространств;

- ритуальная юрта - храм, образ мироздания;

- ориентация входа юрты на восход солнца;

- ориентация на восход солнца сквозной линии выстраивания объектов - образа центра мироздания - мирового столпа, алтаря (холумтан – як., тасхах - хак., тагыл, сан или ширэе – алт.; сан салыры – тув.);

- обозначение центра мироздания мировым древом, мировым столпом, жертвенником (мировое древо: Аал луук (дууп) мас, Аар хатыӊ – як., Пай хазын – хак, алт.; жертвенник: оваа – тув., тагыл – алт.; тасхах – хак., холумтан – як.);

- обозначение девяти небесных сфер, небесной лестницы на образе центра мироздания - мировом древе, столпе в виде девяти выпуклостей, узоров; образа направления небесной дороги - размещением с обеих сторон главного коновязя по девять коновязей (девять выпуклостей, як. - тогус томторҕо, девять ступеней, алт.- тогус тапты);

Вся композиция комплекса - это проекция образа вертикального мира на плоскости ландшафта. Граница проекции вертикального пространства на горизонтальной плоскости обозначается сакральной городьбой курее (городьба из жердей, камней курее – як., алт., хак., бечева из конского волоса ситии, серее – як., ах чиле – хак., ленточки салама – як., чалама – хак., алт., тув.);

Церемонию проводит алгысчы - благопожелатель, благословитель, со своей свитой (алгысчыт – як., алгысчы или пурхан пасчы – хак., ярылыкчы, алҕышчы – алт.). При этом как правило цвет ритуальных костюмов – белый, светлый.

Повсеместно действует запрет шаманам (ойун, удаган) проводить мистерии, камлания, одевать шаманские костюмы, но не в возможности участвовать им в обряде как обычные миряне.

Исходя из документов не ясно, осуществляется ли объединением указанная в уставе и литературе культовая деятельность (богослужения, обряды, церемонии) и соответствует ли она данным в представленных документах.

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Данные положения отсутствуют в представленных религиозной организацией документах, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о признаке обучения религии и религиозном воспитании своих последователей. Л.В. Федорова и Л.А. Андреев также затруднились в определении числа верующих и последователей.

На заседании Экспертного совета 22.06.2016 представитель религиозного объединения Л.В. Федорова пояснила, что заявленная в качестве религии Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» является более широким понятием по сравнению с религиями Айыы и Аар Айыы, религиозные организации которых уже зарегистрированы в Республике Саха (Якутия). При этом пояснить, в чем заключается отличие «Тангара итэгэлэ» от указанных религий Л.В. Федорова не смогла.

Также в ходе заседания установлено, что одним из учредителей религиозной организации является учредитель и руководитель Местной религиозной организации г. Якутска «Айыы  итэ5элэ» (Религия Айыы), что мнению членов Совета противоречит существующим традициям и практике конфессиональной принадлежности.

Из представленных документов и литературы следует, что основной задачей создания Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» является установление связей с аналогичными организациями в субъектах Российской Федерации и за рубежом. Неслучайно тенгризм сопоставляется с идеей евразийства как «духовного цемента». Именно поэтому они сознательно игнорируют труды этнографов, пишущих на темы шаманизма, так как предлагаемый вариант реконструированного якутского тенгрианства в ряде существенных моментов противоречит научно зафиксированным традиционным верованиям саха.

Так, например, говорится о том, что служителями культа Тэнгри выступают баксы, камы, бёё и алгысчы. Однако тывинские хамы, казахские баксы, бурятские бёё были шаманами. Это не сходится с тем, что ойууны могли присутствовать в обрядах как миряне.

Другое противоречие заключается в том, что тенгрианцы проводят праздники по солнечному календарю, хотя у саха издревле существовал лунно-солнечный календарь. Это отражено в эпосе олонхо: ый-кюн ысыага («окропление солнца и луны»); Кюн-тангара, Ый-тангара («Солнце-божество, луна-богиня»), юрюнг толох ысыага («праздник белого полнолуния»). Ориентировка на лунный календарь явно указывает на схожесть праздника ысыах с главным праздником христиан – Пасхой.

Кроме того, из документов неясно, осуществляется ли объединением представления в уставе и литературе культовая деятельность (богослужения, обучения, воспитания). Л.В. Федорова и Л.А. Андреев также затруднились в определении числа верующих.

На основании изложенного, Экспертный совет приходит к выводу о не соответствии характера Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» характеру деятельности религиозного объединения.

 

 

ВЫВОД

 

1.                

Характер деятельности Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» не соответствует характеру деятельности религиозного объединения;

2.                

Двойное вероисповедание учредителя не соответствует существующим традициям и принципам религии;

3.                

Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» не осуществляется религиозная деятельность (богослужения, обряды, церемонии), религиозное обучение и воспитание не проводится.

На основании изложенного, Экспертный совет приходит к мнению, что создаваемая религиозная организация в качестве самостоятельной религиозной рассматриваться не может.

 

Председатель                                                                    ________________________________

 

                                                                                     (Ф.И.О., подпись)

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).