Вы здесь

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Аммосова ул., д. 18, Якутск, 677000

тел., факс (4112) 42-58-34

 

______________ №

На №14/02-14/588 от 27.01.2017

(в редакции от 28.04.2017)

                                        

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (исх. №14/02-14/588 от 27.01.2017), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,положениями ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»,подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»,приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 №53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положением об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от20.08.2009 №214-п, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» (далее – религиозное объединение) (руководитель Федорова Лена Валерьевна) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики с привлечением консультанта Гоголева Анатолия Игнатьевича.

В соответствии с п. 4Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы задачами экспертизы являются:

а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;

в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

С целью разрешения поставленных задач, в соответствии с п. 10 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:

1.                

Соответствует ли характеру деятельности религиозной организации Местная религиозная организация «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))»?

2.                

Осуществляется ли Местной религиозной организацией «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» религиозная деятельность (богослужения, обряды, церемонии), проводится ли религиозное обучение и воспитание?

3.                

Соответствуют ли заявленные при государственной регистрации формы и методы деятельности Местной религиозной организацией «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» формам и методам ее фактической деятельности?

4.                

Имеется ли на территории Республики Саха (Якутия) практика вероучения Местной религиозной организацией «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» и соответствует ли она основам вероучения?

Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:

- Сведения об основах вероучения религии и практики религии тенгрианства – Л.В. Федорова, В.Н. Абаев, Р.Н. Безертинов, Л.А Андреев – Тэрис, Л.В. Анжиганова, С.П. Тюхтенева, А.И. Котожеков-Чапрай, А.И. Кривошапкин – Айынга, С.Р. Сат (копия на 31 л.);

- Протокол учредительного собрания Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» от 19.02.2016 №1 (копия на 2 л.);

- Устав Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» от 19 декабря 2016 года (копия на 8 л.);

- Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 с приложениями (копия на 28 л.);

- Список учредителей Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» (копия на 1 л.);

- Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 23 января 2017 года №69-Р «О направлении документов религиозной организации на государственную религиоведческую экспертизу» (копия на 1 л.).

В ходе заседания Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Председателем религиозного объединения Экспертному совету были дополнительно переданы следующие материалы:

- Федорова Л.В. Сакральное в идеологии евразийства. – София: Изд. дом «ТАНГРА ТанНакРА» ОБФ, 2015 г. – 127 с.;

- Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей. – Якутск: Изд. дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012 – 320 с.;

- Кривошапкин А.И. Грядущий век – Сата. – Якутск: Якутия, 2005. – 248 с.;

- Васильев И.Г. – Алгыс Уйбаан. Оччо5о хайдах буолабыт?. – Дьокуускай: ООО «СМИК-Мастер. Полиграфия», 2013 – 80 с.;

- Васильев И.Г. – Алгыс Уйбаан. Оччо5о тугу гынабыт?. – Дьокуускай,              2014 – 90 с.;

- Научная статья на тему «Идея тенгрианства и сакральность института власти» - Федоровой Л.В.;

- Научная статья на тему «Тенгрианство. Религия прошлых эпох и новых грядущих столетий» - Сивцева А.Д.;

- Видеоматериалы.

Заседание Экспертного совета состоялось 26 апреля 2017 года в 14:00 по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18.

На основании изложенного, Экспертным советом было принято решение в своей работе руководствоваться представленными религиозным объединением материалами.

В соответствии с пунктом 8 Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) председатель Экспертного совета ходатайствовал перед Управлением о привлечении в качестве консультанта Гоголева Анатолия Игнатьевича, вице-президента, профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории и этнографии Академии наук Республики Саха (Якутия), который представил к заседанию Экспертного совета 03 февраля 2017 года информацию к экспертному заключению в письменной форме с выводом о том, что представленные для проведения экспертизы документы – устав, основы вероучения и практики религии тенгризма, сведения об основах вероисповедания Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» аутентичны вероучению Тангара (Тенгри), представленному в ряде других исследованных источников.

В соответствии с пунктом 11 Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и пункта 13 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, при рассмотрении вопроса о достоверности сведений об основах вероучения религиозного объединения и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал и давал пояснения по возникающим вопросам представитель данного религиозного объединения – Председатель Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» Федорова Л.В.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Вероисповедание.

Тенгрианство представляет из себя сложную мировоззренческую религиозно-философскую систему концептуально на основе монотеистической религиозной идеи – веры в единого Тенгри (тенгризма), где:

- Тенгри выступает как высшее единое божественное начало начал, Творец всего и вся;

- комплекс божеств тенгрианства есть выражение многообразия и многофункциональности проявлений единого Тенгри-Творца;

- свет есть эманация Тенгри-Творца.

В тенгрианстве цикличность жизненного пути имеет вид спиральности, и в таком случае возвращение к исходному есть, но уже на новом, более высоком, включившем предыдущие циклы, уровне.

Идея цикличности жизненного пути выражена его генеральным концептом, который присутствует во всех мировоззренческих системах Востока – Жол (Путь), предстающего как спирально эволюционирующая цикличность бытия. Ак жол, Жолың болсын - мировоззренческие доминанты духовной культуры любого тюркского народа. Отсюда и олицетворение Пути в тенгрианстве казахов в лице божеств Ала ат жол Тәңри, Кара ат жол Тәңри. Л. А. Афанасьев-Тэрис также выделяет в мировоззрении якутов концепты-категории Айыы и Айыы аартыга Путь, Дорога Айыы. Девятиярусная вселенная представляется как спирально восходящая дорога, где на каждом ярусе восседают помощники Творца вселенной Айыы, подателя всех благ. По этой дороге нисходит на Срединный мир его благость и по ней же посылаются моления, благопожелания алгыс. В тенгрианской традиции якутов – Мир Айыы, Дорога Айыы есть образец упорядоченности, когда как средний мир есть хаос. В этом контексте категория Айыы есть некая созидательная сила, направленная по Пути Айыы (Айыы Суола) Тенгри-Творца на средний мир (на хаос). Люди представляли себя неотъемлемой частью Творца, подчиненной его законам, представленным Дорогой, Путем Айыы.

Письменные источники концепта Путь Тенгри;

- рунический текст на бумаге из пещерной библиотеки Дуньхуана, именуемый «Книга гаданий» (Ырк битиг), первая половина X в., где приводятся «бог путей на пегом коне» и «бог путей на вороном коне»;

- древнетибетский «Каталог княжеств», фрагмент которого был обнаружен также в пещерах Дуньхуана, где среди соседей Тибета названы «восемь северных земель» и в столице которых, в крепости Шу-балык, почитают «бога тюрков Йол-тенгри». Тибетская запись (или ее источник) надежно датируется VIII веком.

Л. А. Афанасьев-Тэрис для понимания мировоззренческой традиции якутов на основе исследования мифологии эпического наследия в качестве категории определяет, причем базовым, концепт «айыы». Где «айыы» – Юрюнг Айыы Тойон (Юрюнг Аар Тойон) есть Светлый, Белый Господин Творец (Светлый, Белый Великий Господин). Он есть создатель девятиярусного Неба - Вселенной, всего живого и неживого, материального и нематериального, а также своих помощников, восседающих на девяти ярусах, определяемых как добрые, светлые айыы/творцы, по сути являющимися некогда вознесенными на небо бессмертными душами праведных родственников, предков. Этот концепт идентичен хакасскому Тогыс Чайан - Девять Творцов.

Из представленных документов Экспертный совет приходит к выводу, что научная теория о тенгризме как общей религии евразийских народов, на чем построено рассматриваемое вероучение, в данный момент не может быть ни подтверждена, ни опровергнута из-за недостаточности источников и требует дополнительного научного изучения.

Современное же, предлагаемое к экспертизе вероучение, называемое «тенгризмом», не может быть аналогичным верованиям/религии (тенгризму) древних тюрков, других народов, поскольку у него отсутствует обязательный для религий компонент как священное писание, обеспечивающее преемственность как догматики, так ритуалов.

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Тенгрианские обряды, церемонии с древних времен проводятся в дни солнцестояний и равноденствий. Эта традиция сложилась веками и связана с календарно-хозяйственной жизнедеятельностью скотоводов, которые отгоняли свои табуны и стада на пастбища, переезжали на места откочевок – зимники, весенники, летники, осенники. Самым ярким и главным был обряд Ысыах - кропление кумыса, проводимый в дни летнего солнцестояния.

Как правило, на выбранной по специальным признакам местности возводится комплекс сакральных сооружений и зданий. Схема-план сакрального комплекса организован в следующем порядке: городьба-курее - храм-юрта (оваа) - мировой столп-коновязь - жертвенник-алтарь. Ориентация сооружений на восход солнца.

Идея молений обряда - восхождение духа молящегося к Тенгри для получения его благодати. Соответственно, полученным, вымоленным благословением алгыс окропление всего земного. Кропление на якутском яз. - ысыах, тувинском - чажыг, восхождение, вознесение на якутском - дайыы, на хакасском – тайии.

В целом время проведения главного тенгрианского молитвенного обряда - дни летнего солнцестояния (после переезда на летние стоянки сайылык (hайылык) – як., чайлаг – тув.);

При этом:

- обряд имеет коллективный характер;

- преследует цель - очищение от скверны, грехов, и восхождение духа на небо вымаливать у Тенгри благости алгыс для благополучия всего земного, процветания всего живого;

- культовые сооружения и объекты возводились под открытым небом, при этом многие огораживают территорию в целях демаркации мирского и сакрального пространств;

- ритуальная юрта - храм, образ мироздания;

- ориентация входа юрты на восход солнца;

- ориентация на восход солнца сквозной линии выстраивания объектов - образа центра мироздания - мирового столпа, алтаря (холумтан – як., тасхах - хак., тагыл, сан или ширэе – алт.; сан салыры – тув.);

- обозначение центра мироздания мировым древом, мировым столпом, жертвенником (мировое древо: Аал луук (дууп) мас, Аар хатыӊ – як., Пай хазын – хак, алт.; жертвенник: оваа – тув., тагыл – алт.; тасхах – хак., холумтан – як.);

- обозначение девяти небесных сфер, небесной лестницы на образе центра мироздания - мировом древе, столпе в виде девяти выпуклостей, узоров; образа направления небесной дороги - размещением с обеих сторон главного коновязя по девять коновязей (девять выпуклостей, як. - тогус томторҕо, девять ступеней, алт.- тогус тапты);

Вся композиция комплекса - это проекция образа вертикального мира на плоскости ландшафта. Граница проекции вертикального пространства на горизонтальной плоскости обозначается сакральной городьбой курее (городьба из жердей, камней курее – як., алт., хак., бечева из конского волоса ситии, серее – як., ах чиле – хак., ленточки салама – як., чалама – хак., алт., тув.);

Церемонию проводит алгысчы - благопожелатель, благословитель, со своей свитой (алгысчыт – як., алгысчы или пурхан пасчы – хак., ярылыкчы, алҕышчы – алт.). При этом как правило цвет ритуальных костюмов – белый, светлый.

Повсеместно действует запрет шаманам (ойун, удаган) проводить мистерии, камлания, одевать шаманские костюмы, но не в возможности участвовать им в обряде как обычные миряне.

Экспертный совет на основании представленных религиозным объединением документов, а также посещения мероприятия членами Экспертного совета  Попковой Н.Н. и Захаровой Е.И., проведенного учредителем религиозного объединения И.Г. Васильевым в форме алгыс считает, что обряды и ритуалы, проводимые данным религиозным объединением, не имеют самостоятельного характера и совпадают с религиозной практикой уже зарегистрированных местных религиозных организаций религии Аар Айыы и Айыы, претендующих на исповедание традиционных верований народов Саха. Так, экспертный совет из ответа на запрос Управления об отличиях в обрядовой деятельности, директор Местной религиозной организации г. Якутска «Айыы итэ5элэ» (Религия Айыы) приходит к выводу, что принципиальная разница в обрядовой сфере между религией Айыы и тенгризмом отсутствует.

Также из представленныхдокументов установить, соблюдаются ли указанные обряды ипраздники в быту, и имеют ли они религиозный, а некультурно-исторический характер не представляется возможным.

Кроме того, по результатам посещения мероприятия, организованного религиозным объединением, установлено, что формы и методы деятельности Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» не соответствуют формам и методам деятельности, заявленным при государственной регистрации.

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Тенгри как Айыы (Творец) проявляет себя как и уорэх, что означает учение-знание. Всякое божественное проявление воли Тенгри происходит в виде этитии (внезапное проявление Голоса, Слова Тенгри) через кого-то или что-то, в том числе и природное явление – этин (гром во время грозы). Тенгрианская традиция этитии воспринимает как уорэх, то есть обучение чему-либо. Человек, который находится в состоянии этитии, должны быть обученным, то есть этитии должно происходить определенным образом. Этитии, то есть учение-знание связано со специализированным обучение уhуйуу. Понятие уорэх и уhуйуу не противоречат друг другу. Этитии становится упорядоченным средством обучения. Так как этитии без определенного порядка не происходит, оно не может быть без уорэх. В случае, когда учение уорэх поставлено достаточно хорошо, можно считать, что имеет место специальное обучение уhуйуу. Всякое доброе проявление Тенгри есть ниспосланная благодать. Но она воспринимается в виде этитии, и реализуется в форме учения. Когда соблюдаются эти условия, жизнь бьет ключом.

Этитии означает и знание-припоминание, проявляющееся спонтанно, непроизвольно или в состоянии божественного транса. В ходе процесса упорядочивания, систематизации его в учение – уорэх специальное обучение уhуйуу проявляется и знание – билии, заносимое в книгу обучения бичик или запоминаемое и передаваемое как устное сакральное учение. Накопление увиденного, узнанного в состоянии этитии (монг. Онгод) способствовало становлению системы устного учения, которое и лежит в основе тенгрианства. Сегодня тенгриведение изучает, анализирует и излагает этот опыт в виде системы учения Тенгри.

Данные положения в представленных религиозным объединением документах, не в полной мере отражают существование практики обучения и воспитания, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о наличии у религиозного объединения обязательного признака религиозной организации как обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

На основании изложенного, Экспертный совет приходит к выводу о не соответствии характера Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» характеру деятельности религиозного объединения.

 

ВЫВОД

 

1.                

Характер деятельности Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» не соответствует характеру деятельности религиозной организации;

2.                

Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» религиозная деятельность (богослужения, обряды, церемонии), религиозное обучение и воспитание проводится, но не имеет самостоятельного характера;

3.                

Заявленные при государственной регистрации формы и методы деятельности Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» не соответствуют формам и методам ее фактической деятельности;

4.                

Установить наличие практики вероучения Местной религиозной организации «Тангара итэгэлэ (Вера в Тангара (Тенгри))» на территории Республики Саха (Якутия) не представилось возможным.

На основании изложенного, Экспертный совет приходит к мнению, что создаваемая религиозная организация в качестве самостоятельной религиозной  организации рассматриваться не может.

 

 

Приложение: - особое мнение члена Совета Николаева А.А. на 2 л. в 1 экз.

 

Председатель                                                                    ________________________________

                                                                                     (Ф.И.О., подпись)

18 мая 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).